Владимир Коровкин: «Мобильность станет естественной и осознанной необходимостью для развития бизнеса»

12 Сентября 2013

АВТОР: Владимир Коровкин

Руководитель департамента бизнес-систем компании «Астерос Консалтинг» Владимир Коровкин уверяет, что перевод многих бизнес-процессов на мобильные платформы становится фактом корпоративной жизни, причем не только в B2C-сегменте.

В B2C-отраслях, в которых наиболее востребованы мобильные решения для управления рабочими процессами, первое место за мобильным банкингом. Для банков наступили новые времена: пользователи стремятся покупать то, что они хотят, где хотят и так, как хотят. Вторая область - e-commerce. Благодаря развитию мобильных технологий, то, что еще несколько лет назад мы могли бы себе позволить только посредством сайта или программы-клиента в компьютере сегодня доступно, что называется, из кармана. Смартфон стал терминалом для доступа к услугам на ходу: от финансовых переводов до регистрации на авиарейс.

В сегменте B2B мобильные корпоративные решения востребованы, прежде всего, для управления. Например, для автоматизации запросов, согласований, визирования документов. Одним словом – мобильный документооборот. Правда здесь возникают сложности чисто технического порядка: полностью просмотреть документ с мобильного устройства, вникнуть в него и поставить свою визу – очень неудобно, если вообще возможно. А вот получить выжимку сущности документа для полноценного контентного утверждения на мобильном носителе является очень востребованной функцией.

Еще одна богатая, но пока недоразвитая тема – использование мобильных устройств как терминалов поставки данных. Приведу пример, допустим, вы – владелец производственного предприятия с большим количеством различного оборудования. Вам нужно следить за его состоянием, вовремя отправляя на ремонт или замену. Создание мобильного решения, в основе которого будет математическая модель, способная обрабатывать и анализировать собранные системой мобильного ТО данные, позволит создать сервис, способный спрогнозировать состояние оборудования в ближайшем будущем и планировать его жизненный цикл.

С собственных устройств сотрудники пользуются, в основном, корпоративной почтой, реже – специализированными приложениями, например, CRM. То есть локальные задачи решаются, глобальные – нет. Я бы сказал, что реально вменяемой концепции внедрения мобильных бизнес-процессов пока еще не разработано в силу многих причин. Вопрос безопасности, конечно важен, но большинство CIO открещиваются от идеологии BYOD (Bring Your Own Device - «Принеси свое устройство») из-за прямолинейного понимания рисков, которые в себе несет включение в корпоративный периметр собственных устройств сотрудников. При этом, между двумя крайностями – абсолютной безопасностью и полной катастрофой – огромная палитра промежуточных стадий. Перекрыв все «лазейки», вы можете остановить бизнес-процессы. Тотальный контроль ведёт к неэффективной системе безопасности. Вам не нужно наблюдать за подавляющим большинством сотрудников, они не являются потенциальным источником угроз. Весь вопрос с внедрением концепции BYOD на самом деле сводится к адресному управлению рисками.

С точки зрения разработчиков, вклиниться в корпоративный контур – всегда проблема. Если смотреть на задачу буквально, то любые мобильные устройства привносят новый функционал, что может заставить пересмотреть, до 50% существующих бизнес-процессов на технологическом и организационном уровнях. Сейчас мысленная парадигма большинства CIO примерно такова: самое важное и глобальное – это ИТ-системы, калибр поменьше у Интернет-технологий и где-то совсем в конце – мобильность. То есть ради включения мобильности затеваться с серьезным изменением систем или процессов не имеет смысла. Эта иерархия часто неверна.

В современном мире Интернет-решения и мобильные решения могут влиять на организацию бизнеса не меньше, чем пресловутая ERP. Мобильность – это не надстройка над существующими бизнес-процессами, необходимая для того чтобы создать некий дополнительный комфорт. Мобильность – это то, что способно в корне перестроить корпоративную организацию в разрезе управления, процессов, технологий. Это как раз тот случай, когда хвост виляет собакой. Как только это осознание придёт большинству CIO – не будет стоять вопросов – есть ли сложности с интеграцией мобильных решений в корпоративную среду? Трудно ли сделать мобильным рабочее место руководителя? Как нам внедрить мобильную ERP? Мобильность станет естественной и осознанной необходимостью для развития бизнеса.

Что же касается взаимодействия с мобильными операторами в направлении мобильных решений для бизнеса, то не буду оригинальным, если скажу, что для развития мобильных бизнес-решений от них требуется фактически только две вещи – развитие сотовых сетей для обеспечения высокой скорости передачи данных и расширение территории покрытия.

Есть и такой аспект проблемы, как адаптация мобильных решений под конкретные операционные системы - Android, iOS, Windows Phone, BlackBerry. В международной корпоративной среде превалирует наследие BlackBerry. К России это имеет отношение, в основном, в рамках корпоративных стандартов международных компаний, у которых здесь открыты свои представительства. В целом же, мир мобильных платформ, по сути, поделен между двумя операционными системами – iOS и Android. В интенсивности использовании приложений исторически лидирует iOS, и это не удивительно. Apple декларируют внятную и адекватную политику вознаграждений разработчикам App-приложений. Сама платформа закрытая, стабильная, под неё существенно проще разрабатывать софт. Кроме того, пользователи iOS обладают принципиально другим подходом к своему смартфону или планшету. Как правило, это интересующиеся всеми новинками люди, они обеспечены, им интересно получать качественные услуги через своё мобильное устройство и они готовы постоянно обновлять его функционал, расширять возможности.

Следует также отметить, что у большинства заказчиков задачи по тому или иному проекту почти всегда идентичны: это повышение эффективности, оптимизация затрат и новые возможности для бизнеса. Основные требования, в основном, предъявляются к безопасности мобильных бизнес-решений, высокому уровню отказоустойчивости, быстродействию. При этом современный заказчик предпочитает, чтоб ему принесли решение, показали, как оно работает, отдали ему на тест, а потом уже он примет решение – а надо ли оно вообще.

Есть и отрицательные примеры – в последнее время мы все чаще сталкиваемся с тем, что требования по созданию мобильных систем сводятся к дизайну интерфейсов, остальные задачи отходят на второй план. «Главное, чтоб было красиво и с колесиком».

НАВЕРХ