Инна Миронова: «Современные вызовы – это унификация и оптимизация бизнес-процессов компании, внедрение современных АСУ ТП и эффективной модели предоставления ИТ-услуг»

8 Ноября 2013

Весь прошлый и начало этого года конъюнктура на рынке металлов (как в России, так и во всем мире) была довольно слабой. Поэтому перед металлургическими предприятиями еще острее встал вопрос удержания клиентов, снижения издержек производства и оптимизации в загрузке основных мощностей. И информационные технологии - один из самых действенных инструментов для решения этих вопросов.

Большинство металлургических компаний уже замкнули контур ERP и расширяются как вниз – в сторону развития MES, ТОР, управления качеством продукции, так и вверх – в предоставлении более качественных и достоверных данных для топ-менеджмента. И в этом отношении круг задач, стоящих перед ИТ-директорами, все тот же. Единственное, если пять лет назад все было относительно просто, то сейчас кастомизация стала гораздо глубже и типовыми решениями или ресурсами внешних консультантов уже не обойтись, нужны уникальные решения, своя команда и зачастую высокая вовлеченность топ-менеджмента.

"Учитывая текущие особенности рынка, металлургические компании выстраивают свою стратегию развития информационных систем и планируют проекты, которые направлены в основном на формирование и развитие корпоративной культуры в условиях географической разрозненности филиалов и дочерних обществ компаний, – говорит Инна Миронова, руководитель группы поддержки продаж компании Астерос Консалтинг. – В частности, мы видим потребность со стороны клиентов промышленного сектора в разработке корпоративных портальных решений, которые рассматриваются как инструмент формирования и развития корпоративной культуры для внедрения специализированных инструментов коллективной работы, повышения производительности рабочих групп, обеспечения более удобного поиска необходимой информации, а также преемственности знаний.

Следующая статья снижения затрат – это унификация и оптимизация бизнес-процессов компании, внедрение современных АСУ ТП. Буквально в этом году мы приступили к разработке целевой системы управления бизнесом и ИТ-стратегии, в рамках которых будет определена целевая модель ИТ-архитектуры и разработана эффективная модель предоставления ИТ-услуг одного из металлургических холдингов".

О. Терехов, директор по работе с корпоративными заказчиками компании КРОК, наблюдает тенденции вывода непрофильных ИТ-функций на аутсорсинг: "В прошлом году на рынке металлургии наблюдался спад, поэтому предприятия перешли к оптимизации бюджетов. В связи с этим перед CIO металлургических предприятий стояла задача оставить тот же уровень обслуживания при существенном сокращении затрат, в первую очередь операционных. Многие предпочли передать непрофильные ИТ-функции специализирующимся на них внешним организациям. Безусловно, подобные решения должны быть взвешенными, однако тот факт, что аутсорсинг сегодня действительно является реальным инструментом существенного повышения эффективности, не вызывает сомнений".

А. Бугрецов, директор по работе с крупными корпоративными клиентами компании ESET, согласен с коллегами и дополняет: "Сокращение ИТ-бюджетов напрямую влияет на работу CIO. При дефиците ИТ-бюджета от CIO требуется особое мастерство обоснования целесообразности ИТ-проектов перед первыми лицами бизнеса. Многие опытные CIO металлургических компаний говорят на одном языке с его владельцами, могут представить новую технологию не как статью затрат, а как дополнительный потенциал. Однако до этого уровня многим ИТ-руководителям нужно дотянуться. Кадровая проблема также сохраняет актуальность. На крупных металлургических предприятиях CIO не всегда могут сформировать команду с необходимой квалификацией. Впрочем, эта проблема характерна для всей ИТ-отрасли".

Роль директора ИТ, пожалуй, одна из самых стабильных карьерных ступенек в металлургии – это руководители ИТ-подразделений. И дело тут скорее не в высоких окладах и личном кабинете с секретаршей, а в том, что реализация по-настоящему стоящих проектов длится не один год. И даже не два и не три. Новому CIO (если он пришел со стороны) первый год нужен скорее для того, чтобы провести инвентаризацию всех ИТ-проектов и познакомиться с командой. Объемы задач, сложность технологических процессов, непростое производственное планирование и иные факторы, с одной стороны, и необходимость выработать правильную ИТ-стратегию и защитить ее перед руководством, с другой стороны, требуют от CIO высокой стрессоустойчивости, находчивости, оптимизма, неиссякаемой энергии и коммуникационного таланта.

"С точки зрения вызовов, которые стоят сейчас перед CIO, основное место занимают задачи по поддержке реализации стратегии предприятия, – говорит Инна Миронова.

В первую очередь это повышение эффективности производства и сохранение инвестиций за счет создания архитектуры предприятия, которая позволит поддерживать основные бизнес-процессы с оптимальным уровнем ежегодных расходов на ИТ-службу при высоком качестве сервиса. Следующим пунктом идет оптимизация затрат на ИТ при высоком качестве предоставляемых ИТ-сервисов – за счет создания единых центров обслуживания всех предприятий холдинга / группы для обеспечения единого высокого уровня сервиса оптимизированной численностью специалистов ИТ".

НАВЕРХ