Технологии на службе энергетики: чему можно доверять

26 Сентября 2014

АВТОР: Анна Никулина

У энергетических компаний есть большие возможности для повышения эффективности с помощью новых технологий. Какие IT могут дать реальную отдачу? Слово экспертам.

На рынке IT в энергетической сфере сейчас наблюдается неопределенность. И все же этот рынок растет. В 2013 году, по оценкам TAdviser, он превысил в объеме 40 млрд рублей, а в 2014 году прогнозируется рост до 50 млрд рублей, при этом почти половина расходов придется на услуги. В прошлом году рост рынка составил 10 — 12%. Внедрение информационных технологий в энергетике идет медленнее, чем в других отраслях экономики. Тем не менее энергетические компании ищут способы повысить свою эффективность с помощью IT.

В прошедшем году доля энергетики в общих IT-расходах российского рынка была менее 5% и в ближайшие годы вряд ли будет расти. В структуре IT-расходов российских предприятий традиционно доминировали услуги (45% по оценкам TAdviser). За ними следовали инвестиции в компьютерное оборудование (около 30%) и ПО (около 25%). Аналогичный расклад сохранится и в нынешнем году.

Большинство компаний энергетического сектора пока лишь завершают проекты автоматизации первого уровня — внедряют системы ERP, СЭД и EAM. Популярностью также пользуются современные системы диспетчерского управления. В свою очередь, основные усилия ключевых игроков направлены на повышение эффективности бизнеса: они ищут новые подходящие решения и учатся грамотно использовать уже внедренные.

Основные требования, которые предъявляют энергетические компании к современным системам автоматизации — это повышение надежности бизнеса, сокращение временных и финансовых затрат. Среди подобных решений — системы по управлению качеством, рисками и активами. С другой стороны, сегодня не у всех энергетиков внедрены ERP-системы, несмотря на то что многие другие рынки давно освоили этот класс решений. Поэтому предпочтения бизнеса в плане технологий во многом зависят от развитости IT-инфраструктуры и от зрелости компании.

«Большинство активов в энергетической отрасли осталось еще с советских времен; оборудование зачастую морально устаревшее», — рассказал Денис Горьков, архитектор решений практики автоматизации проектного управления (PPM) «Астерос Консалтинг». Поэтому в рамках модернизации особенно востребованной стала автоматизация управления закупками, строительством, ремонтом, что существенно сокращает временные и финансовые затраты.

Кроме того, в последнее время в ТЭК все более популярными становятся системы, связанные с энергоэффективностью и экологичностью производства, считает Вячеслав Максимов, директор по промышленным решениям компании КРОК.

«В генерирующих компаниях интерес вызывают решения, позволяющие моделировать и оптимизировать режимы работы станций, системы предиктивной диагностики технического состояния, которые интегрируются с решениями по управлению ремонтными работами», — рассказал Вячеслав Максимов. Востребованы системы прогнозной аналитики, которые позволяют оптимизировать затраты, и традиционные, но усовершенствованные системы учета электроэнергии и энергоресурсов.

Любая энергетическая компания должна иметь системы, обеспечивающие финансово-аналитический блок. Большинство энергетиков в России — либо государственные компании, где контроль расходования средств сопровождается огромным количеством отчетности для регуляторов, либо организации, капитализация которых далека от желаемой. Поэтому для них такие системы — это жизненно необходимые инструменты для ведения бизнеса.

От размера до специализации: каждому свое

Потребность энергетического бизнеса в тех или иных IT-системах определяется в основном не масштабом бизнеса, а видом деятельности компании. Так, сбытовые предприятия развивают биллинговые системы, а генерирующие больше всего озабочены вопросами производства.

«Если речь идет о небольшой компании, работающей на региональных рынках, то ей в первую очередь важно автоматизировать процессы, связанные с взаимодействием с клиентом», — объяснил Вячеслав Максимов.

«В данной отрасли, как и везде, — чем сложнее бизнес-процессы и чем больше людей в них вовлечено, тем больше средств автоматизации необходимо для обеспечения эффективной работы», — рассказал Денис Горьков.

«Сейчас компаниям разных сегментов интересны разные решения», — пояснил Аркадий Карев, вице-президент консалтинговой группы «Борлас». При этом сам бизнес состоит из двух важнейших компонентов, один из которых — работа с заказчиком, а другой — построение процессов основной деятельности.

Приоритетность этих сфер, по словам Карева, заметна даже в рамках энергетической отрасли. Так, для организаций, занимающихся сбытом, важнее всего все, что связанно с биллингом, работой с потребителями, а эффективность процессов внутри компании отступает несколько на второй план. Для производственных компаний первостепенно само производство, а затем уже -взаимодействие с заказчиками. Для сетей на первом месте идут вопросы управления режимами и взаимоотношениями со своими заказчиками — сбытовыми компаниями.

«Мы видим хороший тренд: энергетикам все больше интересны именно специализированные решения», — объяснил Аркадий Карев.

В целом энергетика — это рынок крупных компаний. У российской отрасли есть следующая особенность: на местах с каждым годом остается все меньше квалифицированных и хорошо разбирающихся в технике и технологиях специалистов. Поэтому, по словам Горькова, появляется потребность в замене специалистов автоматизированными системами.

«Еще одна тенденция, которая, несомненно, влияет на потребление IT-инструментов — это укрупнение и консолидации игроков в рамках крупных холдингов», — рассказал Аркадий Карев. Она приводит к тому, что востребованы проекты по унификации, стандартизации процессов, консолидации данных. Появляются новые возможности для анализа, принятия решения, повышения эффективности.

Энергетики со своими специализированными решениями пока неохотно идут в облака, причем не только в России, но и во всем мире. Так, облачные проекты среди энергетических компаний, по данным TAdviser на март 2014 года, занимали 8-е место по популярности (35 проектов из почти 1 тыс.).

«Отсутствие развитых каналов связи и IT-инфраструктуры не позволяет на сегодняшний день в полной мере интегрировать облако в рабочую среду, поэтому вывод сервисов в облака в энергетической сфере пока не столь явный, в отличие от других рынков», — рассказал Денис Горьков.

Еще одним сдерживающим фактором для энергетических предприятий являются проблемы, связанные с информационной безопасностью и опасениями за сохранность конфиденциальной информации. Да и технически не так просто перенести вычислительные процессы в облака из-за распространенных связей с технологическими системами непосредственно на объектах.

«В секторе наблюдается вполне понятный интерес к облакам; крупные вендоры давно предлагают энергетикам свои облачные решения, и, видимо, в будущем часть приложений мигрирует в облака», — рассказал Вячеслав Максимов.

В целом, по оценкам аналитиков, среди энергетиков на сегодняшний день решения IaaS востребованы больше, чем SaaS. Проектов на основе последних пока не слишком много: в основном они распространяются на некритичные бизнес-приложения. Например, в облако часто выносят сервисы электронной почты. Но сам рынок кажется очень перспективным.

«Сейчас нельзя сказать, что решения SaaS распространены в энергетике, но мы считаем, что это точка развития и будущего роста», — рассказал Аркадий Карев.

Аналитика и Big Data: приз за смелость

Аналитические системы классов BI и Big Data в энергетике весьма востребованы: достаточно пролистать порталы закупок, где за последние два года наблюдается большое число конкурсов по данной теме. Внедрения BI-систем в марте 2014 года входили в семерку самых популярных видов IT-проектов в энергетике, сообщает TAdviser.

«Прогнозная аналитика — на уровне мониторинга турбины или макропоказателей регионов/страны — позволяет строить не только достоверные, но и вполне обоснованные прогнозы по надежности оборудования и изменению нормативов ремонтов», — рассказал Вячеслав Максимов. Кроме того, она дает возможность управлять производственными мощностями — это позволяет компании скорректировать действия при выработке и (или) закупке энергии для последующей продажи.

«BI-решения очень нужны энергетике», — рассказал Аркадий Карев. Мощная система BI, по его словам, позволяет обеспечить наиболее эффективным способом интеграцию потоков данных из множества приложений, используемых энергетиками.

В целом бизнес-аналитика в энергетике имеет три основных направления для применения. Первое касается консолидации бизнес-данных, в том числе для обеспечения огромного количества требуемой отчетности. Вторым направлением можно назвать моделирование, где технологии Big Data позволяют прогнозировать различные процессы на основе выборочных или неструктурированных данных.

«Например, на основе статистики и аналитической информации можно проводить эффективный анализ краж электроэнергии: по такому принципу работают „умные“ счетчики», — пояснил Денис Горьков. Третьим направлением он называет биллинг: BI и Big Data востребованы в биллинговых системах, так как позволяют при огромной абонентской базе постоянно анализировать текущую ситуацию и оценивать показатели бизнеса.

СЭД: все как у других

Информатизация процессов управления документацией в энергетических компаниях в целом находится на среднем уровне. Большая часть предприятий уже имеет внедренные системы документооборота. На данный момент крупные территориально-распределенные предприятия организуют обмен электронными документами между головными компаниями и дочерними и зависимыми обществами.

«На некоторых энергетических предприятиях СЭД являются основным инструментом работы сотрудников, так как обеспечивают автоматизированную поддержку многих процессов», — пояснил Вячеслав Максимов.

«Среди основных тенденций можно отметить возрастающий интерес заказчиков к автоматизации юридически значимого документооборота, прежде всего в области обмена финансовыми документами в электронном виде», — рассказал Борис Кириллов, руководитель практики систем управления контентом (ECM / BPM) «Астерос Консалтинг».

Выгоды от внедрения систем электронного документооборота в энергетике весьма схожи с другими отраслями. Это, по словам Кириллова, улучшение качества управления за счет организации и стандартизации контура работы с управленческой документацией; снижение издержек за счет перевода части документационных фондов в полностью электронный вид; оптимизация процессов в области основной деятельности за счет внедрения специальных электронных архивов (архив документов ТОиР, архив проектно-сметной документации и другие).

Новые технологии: время мобильности и ГИС

Ключевые игроки, задающие тон отрасли, уже реализовали «базовые» IT-проекты и осваивают более совершенные технологии, которые будут работать на их бизнес.

«В ближайшие 5 лет, предполагаю, можно ожидать внедрения систем управления мобильными бригадами; увеличится „мобилизация“ сотрудников, но в целом продолжится эволюционное развитие текущих систем с заменой устаревших на современные», — рассказал Вячеслав Максимов.

«Думаю, что территориальная распределенность энергетических компаний сыграет свою роль в развитии ГИС-систем для данной отрасли, которые в свою очередь будут связаны с мобильными решениями», — считает Денис Горьков.

«Несомненно, в повестке дня будут все решения, связанные с переходом к таким концепциям как Smart Metering и Smart Grid. Они предполагают изменение процессов взаимодействия игроков рынка на основе тотальной автоматизации и внедрения IT», — рассказал Аркадий Карев.

В любом случае, по словам Горькова, популярность будут набирать технологии Big Data, поскольку данных становится все больше, а эффективность аналитики должна быть выше, чем сегодня. Кроме того, учитывая общий тренд на централизацию информационных технологий, в энергетике будут востребованы системы по управлению IT-активами и ресурсами.

НАВЕРХ