Информация — ключ к будущему

13 Июля 2015

АВТОР: Лев Николау

В печатной версии журнала «Управление персоналом» вышел большой комментарий Льва Николау, председателя совета директоров «Атринити» (группа «Астерос»), о различных видах инноваций.

Лев Николау, председатель совета директоров Атринити (группа Астерос)

Лев Николау, председатель совета директоров «Атринити» (группа «Астерос»)

Кристенсен — признанный гуру инновационного консалтинга, и мы уважаем его вклад в развитие этого направления. Однако следует признать, что его труды — это 80–90 годы прошлого столетия. В своих работах он приводит примеры «подрывных инноваций» (disruptive innovations), например: телефон (заменил телеграф), цифровые камеры (заменили пленочные), электронная почта («подорвала» традиционную почту). Анализировать успешные кейсы прошлого всегда проще, чем прогнозировать, как именно будут развиваться глобальные рынки в будущем и какие инновации станут драйверами новых технологических революций.

Например, Кристенсен предрекал полный провал iPhone от Apple. В этом смысле можно частично согласиться с критическим взглядом Джилл Лепор, писавшей о том, что цикличность теории подрывных инноваций не оставляет никому выбора: «Если компания не занимается подрывными инновациями, она потерпит крах, а если она терпит крах, то непременно потому, что не занималась ими». Но для краха бизнеса есть и другие причины. Гораздо интереснее, на наш взгляд, дать компаниям, которые готовы идти по пути инноваций, инструмент, который поможет им создавать продукты, способные выбить почву из-под ног конкурентов, а возможно, и создать новый рынок, которого не было ни на бумаге, ни в головах. Думаем, поиск таких инструментов должен быть в области обработки и анализа информации — в области управления данными.

Кроме того, Кристенсен делит инновации еще на три типа:

1. Наиболее важные из них — это прорывные (empowering) инновации. Примерами могут служить: создание первого серийного автомобиля Генри Фордом, персональных компьютеров, японских мотоциклов и видеомагнитофонов. Это такие ин вестиции, которые позволяют нанимать большое количество людей для производства, дистрибуции, продаж и делают товары доступными для огромного количества людей. Но главное — они создают рабочие места.

2. Другой тип инноваций — поддерживающие (sustaining). Например, Toyota производит Prius. Но в то же время она не продает Camry. Такие инновации не создают рабочих мест.

3. Еще один тип инноваций — эффективные (efficiency). Они оптимизируют процесс создания товаров за счет дополнительных инвестиций в оборудование, его автоматизацию. Такие инвестиции убивают рабочие места. Он пишет, что главная проблема состоит в том, что в последние 20 лет инвестиции сместились в сторону эффективных инноваций. И утверждает, что такая тенденция создает дисбаланс между разными видами инноваций и притормаживает развитие бизнеса.

Но почему эффективные инновации должны обязательно убивать рабочие места? Это достаточно однобокое суждение, ведь автомобиль Tesla, произведенный не автоинженерами, а фактически айтишниками, напротив, создал сверхновую индустрию мощного эко‑автомобиля. Скорее, обращаясь к теории Кристенсена, мы согласны с одним из топов Intel, который сказал: «Ваша теория не дала нам ответа на проблему, но заставила нас думать, создала общий фундамент для обсуждения, позволила найти консенсус при создании прорывных продуктов».

Создание новых прорывных продуктов и решений — цель многих зрелых бизнесов. В основном проекты в области инноваций и разработки новых продуктов заканчиваются улучшениями, чаще маржинальными. Чтобы получать прорывные инновации необходимо иначе относиться к бизнесу, к его активам. Уровень инновационности любой компании в первую очередь связан с аппетитом на риск у топменеджеров и акционеров бизнеса. Но уровень риска мы обычно связываем с уровнем неопределенности, а уровень неопределенности — с уровнем нашей осведомленности. Осведомленность базируется на том, какой информацией мы обладаем и как мы умеем ее интерпретировать и использовать. Мы живем в век информации, век новых свершений вокруг того, как мы управляем и используем информацию, которой владеем. Информация воистину становится активом номер один в экономике, бизнесе и вообще в нашей жизни. По нашему мнению, следующий виток прорывных инноваций будет именно в области управления информацией.

НАВЕРХ