Борис Кириллов: «Сейчас наиболее востребованы проекты, направленные на управление продажами банковских продуктов с обязательным наличием развитых средств BI»

17 Мая 2016

Автоматизация — любимая игрушка IT-департамента или средство от болезней роста организации? Bankir. Ru поговорил с экспертами о том, зачем нужна банкам автоматизация бизнес-процессов и какие риски она несет.

Сама по себе автоматизация бизнес-процессов прямого экономического эффекта не принесет — с этим согласны большинство экспертов. Бездумно применять ее к сложившимся в организации бизнес-процессам нельзя, это будет не просто бесполезной тратой денег, это может привести к новым проблемам в операционной деятельности банка, да еще и демотивировать персонал.

Все, что работало благодаря высокой компетенции и мотивации сотрудников, в автоматизированном виде может стать палкой в колеса бизнеса. Иными словами, перед тем как автоматизировать — оптимизируй. Если же автоматизировать хаос, получится лишь автоматизированный хаос.

Борис Кириллов, руководитель практики ECM/BPM «Атринити» (входит в группу «Астерос):

Исторически так сложилось, что финансовые организации, наряду с телекоммуникационными компаниями, являются наиболее «продвинутыми» в области автоматизации своих бизнес-процессов. И на текущем этапе развития все ключевые бизнес-процессы российских банков в разной степени автоматизированы: к примеру, региональному банку из топ-500 не нужен полностью автоматизированный процесс принятия кредитных решений в рознице, а крупному российскому клиенту из топ-20 такое решение необходимо, иначе он будет проигрывать конкурентам.

Исходя из нашего опыта сотрудничества с банками разного масштаба, обычно не ставится под сомнение вопрос необходимости перевода в электронный вид трудоемких или критичных для компании процессов.

Больше обсуждений вызывает целесообразность выбора конкретного процесса для автоматизации. Выбор решения, как правило, основывается на стратегии развития компании.

Практика нашей компании показывает, что

сейчас наиболее востребованы проекты, направленные на управление продажами банковских продуктов с обязательным наличием развитых средств BI,

а также автоматизацию бизнес-процессов выявления и управления просроченной задолженностью с элементами проактивности и прогнозирования ситуации с проблемным долгом. Реализация подобных проектов позволяет получить краткосрочный эффект, интерес в котором со стороны финансовых организаций продиктован существующими вызовами в экономике страны.

Важно отметить фокус банков на реализации проектов, автоматизирующих бизнес-процессы, которые связаны с оптимизацией операционной эффективности, прежде всего мидл-офиса и бэк-офиса. Примером такого проекта, реализованного нашей компанией в ведущем банке РФ, можно назвать автоматизацию процессов формирования и управления кредитной и обеспечительной документации. Если возвращаться к разговору об эффектах, то от внедрения подобных систем клиенты получают ощутимую выгоду в долгосрочной перспективе.

Спецификой внедрения новых ИТ в банке, а особенно в области автоматизации процессов основной деятельности, являются довольно высокие требования к соответствию указаниям регулятора, внутренним регламентам и правилам в части интеграции с core-системами, требованиям в области информационной безопасности. Думаю, что основные риски имеются в этих областях.

Именно из-за ярко выраженной отраслевой специфики при планировании проектов необходимо уделять пристальное внимание стратегии управления рисками.

Подходы к работе с рисками могут быть разными, но они обязательно должны быть, поскольку превышение сроков, либо недостаточное качество продукта может дорого обойтись клиенту.

Плюсы и минусы от реализации заказного или коробочного решения аналогичны другим отраслям. Здесь всегда речь идет о балансе между точным удовлетворением потребностей клиента (даже в мелочах) и сроках реализации (они почти всегда равны стоимости) проекта.

К счастью, сейчас, с повышением зрелости ИТ-отрасли в России в целом, такой вопрос ставится все реже. За последние несколько лет нам считанное количество раз приходилось сталкиваться с проектами со 100-процентной разработкой. Клиенты, прежде всего крупные банки, готовы к этому все реже и реже, поскольку риски и стоимость слишком высоки. Да и конкурентная среда на рынке ИТ-интеграторов и ИТ-консультантов требует держать себя «в тонусе»: если серьезно рассчитываешь на получение крупного контракта, то приходить к клиенту нужно с хорошо проработанным решением и соответствующим опытом. Тем более если речь идет о банках.

НАВЕРХ