ИТ-директор СК «Ростра»: У нас большие ожидания от «облаков»

30 Сентября 2010

АВТОР: Анастасия Симакина

Страховые компании, как и банки, всегда были пионерами в освоении ИТ. СК «Ростра» одной из первых в России осуществила пилотный проект по переводу информационных систем в частное «облако». О том, как cloud computing может помочь страховому бизнесу, TAdviser рассказал ИТ-директор компании Дмитрий Савельев.

TAdviser: Дмитрий, расскажите, пожалуйста, как организованы ИТ в компании «Ростра»? Каким «хозяйством» вы руководите?

Дмитрий Савельев: «Ростра» – это универсальная страховая компания, оказывающая услуги на всей территории России. В ее состав входит 61 филиал и 135 обособленных подразделений, для каждого из которых непрерывность страховых сервисов имеет первостепенное значение. Поэтому в СК «Ростра» предъявляются серьезные требования к ИТ с точки зрения доступа к различным системам.

В компании принципиально используется централизованная архитектура, при которой все информационные ресурсы находятся в головном офисе в Москве. У нас практически все, в том числе телефония, работает через IP-сеть. Доступ территориальных подразделений к ИТ-сервисам организован через терминальные службы на основе решений Microsoft и Citrix.

Мы стараемся максимально использовать архитектурные возможности бизнес-приложений, не устанавливая их на клиентские станции. Большинство серверных узлов в нашей корпоративной сети, в том числе виртуальных, построено на базе технологий Microsoft. Информационная среда компании ориентирована также преимущественно на программные решения этого вендора, в том числе основные системы версий 2008 и 2003.

Недавно в компании завершилось несколько серьезных инфраструктурных проектов. В частности, мы внедрили Microsoft Exchange Server 2010 и систему универсальных электронных коммуникаций Microsoft Lync Server 2010. На базе последней в компании сейчас работают системы дистанционного обучения, видеоконференцсвязи, проведения совещаний и заседаний и т.д.

В плане «железа» основу инфраструктуры составляет оборудование HP. Наша серверная база развивалась постепенно и сегодня включает как стандартные серверы, так и кластерные решения на основе блейд-систем.

TAdviser: Какие специализированные и учетные системы вы используете?

Дмитрий Савельев: Основа программной платформы любой страховой компании –страховая и финансовая системы. В качестве таковых в СК «Ростра» используются специализированная система «КИАС:Страхование» и решение «1С: Предприятие 8.0». Обе системы интегрированы друг с другом.

Работа с документами автоматизирована с помощью DocsVision. Но в плане СЭД у нас еще остается большое поле для деятельности. Наш внутренний портал, а также система интернет-продаж и мобильных продаж, с которыми работают посредники и страховые агенты, построены на Microsoft SharePoint. Внешний портал для клиентов сейчас активно развивается. Например, мы готовим запуск функции «личный кабинет страхователя», благодаря которой наши клиенты получат возможность узнавать информацию о статусе заявки по страховому случаю, о собственных контрактах, оплачивать страховые услуги, направлять заявки на новые услуги, получать консультации при этом значительно экономить свое время и, как следствие, время нашей компании.

TAdviser: Когда именно у вас появилась идея построения частного «облака»?

Дмитрий Савельев: Тема cloud computing, конечно, нас привлекала, но казалась достаточно далеким будущим. Мы не ставили перед собой цель в ближайшие несколько месяцев внедрить «облако». Однако, когда эксперты из «Астерос Консалтинг» предложили сделать пилотный проект, мы прониклись этой идеей. На тот момент у нас уже работало несколько кластеров на основе Microsoft Hyper-V. Но нам, безусловно, было очень интересно понять возможности развития в «облачном» направлении.

«Астерос Консалтинг» создал тестовую «облачную» среду с использованием наших программных продуктов и лицензий и показал, как это работает на четырех физических серверах. Мы увидели, как действует система самообслуживания, как обеспечивается отказоустойчивость и осуществляется динамическое распределение нагрузки между приложениями и серверами.

Пока нельзя сказать, что мы перешли на «облачные вычисления».

Коллеги из «Астерос Консалтинг» рассказали нам, какие инструменты существуют, и показали, как их использовать. Теперь у нас есть четкое представление, какие системы мы могли бы перенести в «облако», как это сделать, какие финансовые и трудовые затраты на это потребуются.
Планы по развертыванию облачной среды в полном масштабе обрели конкретные очертания.

TAdviser: Какую именно часть ИТ-ифраструктуры «Ростра» готова разместить в «облаке»?

Дмитрий Савельев: Фактически мы готовы перевести в «облако» все наши прикладные системы. Дело в том, что они имеют достаточно большую зависимость от календаря. Во время отчетной поры, когда более 50 филиалов готовят массу документов, выгружают большие объемы данных, нагрузка на ИТ резко возрастает. Выделить масштабные ИТ-ресурсы на эти операции на постоянной основе не самый рациональный подход – в остальное время они будут излишни. Нам интересно использовать преимущества динамического распределения нагрузки, которое незаметно для пользователя и никак не отразится на его работе, будь он в Москве или Петропавловске-Камчатском.

Кроме того, корпоративные приложения постоянно развиваются, дорабатываются, выходят новые версии и обновления программ. А внедрять все изменения лучше в тестовой среде, которая должна быть похожа на «боевую», и здесь «облако» могло бы нам очень помочь.

Что касается инфраструктурных решений, например MS Exchange или MS SharePoint, то для них облачное размещение не так актуально. Перенести эти приложения в «облако» интересно с точки зрения простоты обслуживания, управления, распределения, обеспечения стабильности нагрузки и отказоустойчивости.

TAdviser: В официальном релизе о запуске тестовой зоны говорится, что использование «облака» позволит «Ростра» сэкономить до 30% затрат на содержание инфраструктуры. Как вы получили эти цифры?

Дмитрий Савельев: Это условный расчет на основе предложенных интегратором методик. В частности, мы рассчитываем снизить издержки за счет экономии на «железе». Пока мы должны закладываться на максимальные нагрузки и показатели производительности. В случае с «облаком» такой необходимости нет. Дополнительно мы сэкономим на обслуживании и где-то даже на лицензиях. Мы связываем большие ожидания с «облаком». Но проверить, насколько они сбудутся, мы сможем только на своем опыте.

НАВЕРХ