Лев Николау: Опыт внедрений облачных решений необходимо обобщать и распространять

8 Августа 2011

На вопросы CNews ответили Лев Николау, управляющий партнер компании "Астерос Консалтинг" и Инна Миронова, руководитель практики Microsoft "Астерос Консалтинг".

CNews: На сегодняшний день тема "облаков" является одной из самых обсуждаемых. С чем, по вашему мнению, связан рост интереса бизнеса к этой технологии?

Лев Николау: На мой взгляд, "облака" – это новый подход к генерации выручки крупнейших производителей программного обеспечения в мире. Сложившаяся на рынке лицензионная политика не позволяет крупным вендорам расти так, как они росли последние 10-20 лет. Основные заказчики в мире (мы говорим не про Россию) уже закупили основное количество лицензий, а вендоры не успевают создавать новые продукты и решения подобные крупным ERP и CRM-системам.

Вендоры в поиске новых путей развития обратили внимание на сегмент ИТ-услуг. Продажа ПО как услуги – идея не новая. Но крупные корпорации, производители ПО, сравнительно недавно осознали, как этот подход должен повлиять на оценку стоимости их бизнесов. Важным фактором, влияющим на продвижение "облаков", здесь является утилизация серверного оборудования в центрах обработки данных. Дело в том, что инфраструктурные решения, с одной стороны, становятся все дешевле, а с другой – потребность заказчиков в объемах вычислительной техники постоянно растет. Ведь объемы обрабатываемых в мире данных удваиваются каждые 1,5 года, и компании постоянно инвестируют в развитие серверного парка.

В связи с этим у заказчиков возникают вопросы развития и повышения эффективности. Например, как утилизировать этот парк серверов так, чтобы он работал наиболее эффективно? Сегодня утилизация мощностей, по разным данным, составляет от 40% до 60%. Компаниям не хватает гибкости в управлении мощностями. "Облака" могут помочь бизнесу в повышении эффективности использования оборудования.

CNews: Готов ли рынок к переходу на облачные технологии?

Лев Николау: На рынке произошел экономический разрыв. Предыдущая бизнес-модель перестает работать, а новая еще не развита. По сути, облачными технологиями мы пользуемся давно – это и сетевые игры, и электронная почта, например. Сегодня для производителей программного обеспечения настало время более детально разобраться в этой бизнес-модели. У вендоров нет окончательной ясности ни в ценовой, ни в лицензионной политиках, ни точного понимания, как в действительности будет работать облачная модель бизнеса. Чтобы ясность появилась, необходим опыт реализации масштабных облачных решений, который еще только копится на Западе и в России.

В мире идет коллективное осмысление тенденции. Вендоры предлагают разные подходы формирования новой модели, которая движется по пути от продуктовой к сервисной. В бизнесе этого ждут давно. Топ-менеджеры не желают разбираться в том, как устроен компьютер или как работают приложения. Они просто хотят нажимать на кнопки и получать достоверный необходимый результат, а это уже ИТ-услуга.

CNews: Компании какого уровня бизнеса рассматривают облачную инфраструктуру и почему?

Лев Николау: В период становления рынка облачных вычислений будут происходить всплески активности, появятся отдельные компании или руководители, готовые попробовать новые решения. Опыт таких внедрений необходимо обобщать и распространять. На создание спроса уйдет не менее 2 лет, и за это время ИТ-интеграторы должны научиться предоставлять настоящий "облачный" сервис, а заказчики – определиться, какие бизнес-приложения могут и должны оказаться в "облаках".

Для менеджеров переход в "облака" – сложное управленческое решение. Бизнес уже инвестировал в лицензии и не понимает, как новый подход повлияет на планируемый ранее возврат инвестиций. Компаниям необходимо, с одной стороны, оправдать свои затраты, а с другой – действовать в русле современных мировых тенденций. Стремясь к инновациям, некоторые компании будут внедрять новые технологии, и важно, чтобы эти внедрения были успешными. Именно такой проект и реализован нашей компанией в "Ростра". В ближайшие годы подобных проектов будет много, и наша задача – накопить экспертизу, научиться сервисной культуре, построить у себя компетенции всех уровней, чтобы поставить на поток оказание клиенту необходимых сервисов и услуг.

Какие компании первыми начнут внедрять у себя "облака"? Это будут предпринимательские и динамичные организации, где легче достучаться до руководителя. В первую очередь, это компании, которые сами предоставляют сервис. Можно предположить, что именно они лучше других понимают, какие услуги им необходимы и как ими пользоваться.

CNews: На что необходимо обращать внимание при принятии решения о переходе в облачную инфраструктуру?

Лев Николау: Решения такого рода принимаются как бизнес-руководством, так и ИТ-менеджерами.

Отношение общего менеджмента к ИТ все еще неоднозначно. Бизнес-менеджеры хотят, чтобы в ИТ все работало, но работало незаметно и стоило недорого. И в основном бизнес не имеет горячей заинтересованности вникать в ИТ, если это только не абсолютно необходимо. ИТ-менеджеру всегда было важно найти свою роль в бизнесе, доказать свой вклад в его развитие. В новых условиях эта задача станет еще более важной для ИТ-лидеров в бизнесе.

Менеджмент, отвечающий за бизнес, нередко видит ИТ-подразделения как расход, который влияет негативно на его KPI. Сегодня на бюджетных комитетах корпораций идет борьба за эффективное распределение ИТ-затрат между CAPEX и OPEX. Функциональный менеджмент заинтересован в том, чтобы сократить OPEX по функции. И ему важно правильно просчитать, насколько облачные вычисления дороже или дешевле, чем существующий ИТ-сервис внутри компании.

Положение ИТ-менеджеров в России пока определяется качеством работы ИТ-подразделений и размером ИТ-бюджета. Поэтому для них появление облачных вычислений потребует переосмысления своей роли в бизнесе.

Вендорам и интеграторам важно донести информацию об "облаках" именно до бизнес-менеджеров. А это зачастую сложно – ведь такие вопросы, как правило, не стоят в первых приоритетах их повестки дня. Здесь потребуется большая работа всех участников рынка, в том числе и группы "Астерос".

CNews: Какие цели ставились на момент старта проекта в страховой компании "Ростра"?

Инна Миронова: Топ-менеджеры компаний пытаются оптимизировать соотношение CAPEX и OPEX в их операционной деятельности. Но для этого необходимо с чего-то начать, понять, сколько тратит компания. В том числе и на ИТ. Только имея достоверную информацию о расходах, руководитель может принять решение, переводить ли часть своих сервисов на аутсорсинг или оставить все так, как есть. Это и стало основной целью СК "Ростра" – оценить собственные ИТ-расходы.

CNews: Расскажите о том, как выполнялся проект.

Инна Миронова: Начиная проект развертывания "частного облака", СК "Ростра" стремилась, с одной стороны, эффективно использовать оборудование и ПО, с другой стороны – иметь возможность быстро их выделять под нужды компании. Дополнительно компании было важно автоматизировать типовые задачи, снизить трудоемкость обслуживания распределенной инфраструктуры. Развернутая "облачная" среда как раз позволяет решить эти проблемы за счет динамического выделения ресурсов из общего пула и автоматизации ряда задач.

До начала проекта весной 2011 года СК «Ростра» уже располагала компонентами, необходимыми для создания «облачной» среды: широко использовались технологии виртуализации Microsoft Hyper-V и системы управления и мониторинга инфраструктуры из семейства продуктов System Center. Поэтому архитектура решения была разработана на основе имеющегося у клиента аппаратного и программного обеспечения.

Специально под проект ИТ-команда СК «Ростра» создала изолированную от корпоративной сети среду. В ней консультанты «Астерос Консалтинг» развернули частное «облако» Microsoft Hyper-V Cloud. Было организовано предоставление инфраструктурных сервисов (IaaS) для ИТ-специалистов компании.

Мы провели несколько консультационных встреч с представителями страховой компании, чтобы обучить работе с новыми компонентами управления инфраструктурой и отработке основных задач.

Также было внедрено интересное решение по автоматизации рутинных задач ИТ-персонала. Например, одной из самых востребованных обязанностей ИТ-подразделения является обновление операционных систем и программного обеспечения на рабочих станциях. Решение от Microsoft позволяет автоматизировать этот трудоемкий процесс, в том числе с помощью портала самообслуживания.

Кроме того, клиенту было важно наметить дальнейшие шаги развития. У компании имеется около 125 подразделений и 60 филиалов. Мы рекомендовали использовать московский опыт виртуализации в региональных подразделениях.

CNews: Какие преференции от внедрения получил заказчик?

Инна Миронова: Основным заказчиком проекта было ИТ-подразделение страховой компании, которое получило возможность более прозрачно и точно обосновывать свои расходы перед бизнесом. Кроме того, ИТ-специалисты компании наглядно убедились в том, что ранее сделанные инвестиции сохраняются, что является одним из преимуществ в случае использования решений Microsoft. Для бизнес-подразделений процессы обслуживания ИТ-инфраструктуры также стали прозрачней и понятней. В целом, ИТ-подразделение получило возможность говорить с бизнесом на одном языке.

НАВЕРХ