Офис, который всегда с тобой

21 Ноября 2011

АВТОР: Профиль

Бизнес становится все более мобильным, и производители «железа» и «софта» спешат удовлетворить разнообразные желания потребителей.

Сейчас не найдется, пожалуй, человека, у которого нет с собой мобильного телефона или смартфона, а то и нескольких. Телефон всегда под рукой, поэтому информация, отправленная на него, будет очень быстро замечена и обработана. С точки зрения бизнеса мобильный телефон – идеальное решение для информирования о каких-то срочных событиях, требующих немедленного реагирования. В качестве примера руководитель отдела анализа департамента корпоративных систем компании «Ай-Теко» Юрий Дубровский приводит системы поручений и контроля инцидентов. «Кроме того, так как устройство всегда под рукой, на него часто выносят информацию об основных показателях деятельности, системы мониторинга ключевых показателей и архив справочной информации, постоянно используемой в работе», – дополняет эксперт.

Относительно новыми игроками на рынке мобильных устройств являются разнообразные планшеты – устройства с диагональю дисплея 5-11 дюймов и весом меньше килограмма. Прекрасные экраны, используемые в таких устройствах, позволяют удобно продемонстрировать пользователям достаточно большой объем информации. Все современные планшеты поддерживают беспроводную связь Wi-Fi и (или) 3G. Процессоры в них достаточно мощные, чтобы качественно воспроизводить звук и видео, что позволяет не только читать почту, но и участвовать в видеоконференциях, что сейчас все более и более актуально для бизнеса. Таким образом, под планшет можно адаптировать практически любую корпоративную систему, изначально предназначенную для использования на обычных компьютерах.

«На сегодня наиболее удобными для работы с документами, а значит, и наиболее распространенными являются планшеты на базе операционных систем iOS (iPad) и Android (например, Samsung Galaxy Tab, HTC Flyer, ASUS Eee Pad Transformer), – рассказывает заместитель финансового директора компании «ФОРС» Андрей Чудновский. – Они компактны, обладают всей необходимой функциональностью, просты в использовании, работают автономно, оснащены удобным интерфейсом, надежны. Такие планшеты можно легко брать с собой в поездки и продолжать полноценно работать». По наблюдениям нашего эксперта, iPad здесь является абсолютным лидером. Если говорить только о просмотре корпоративной почты, когда не требуется сложная работа с документами, то лидерство уже за iPhone.

«Сейчас все с интересом следят за противостоянием двух разных концепций: стабильной, но закрытой iOS и открытой, но несколько беспорядочной Android, – продолжает тему председатель правления компании SPIRIТ Андрей Свириденко.

– Есть надежда, что с выходом последней версии 4.0, Icecream Sandwich, ситуация с Android изменится в лучшую сторону, но пока некоторые аналитики склонны называть рынок планшетов рынком iPad, так как ни одной модели на базе Android (и даже всем им вместе) не удалось и близко подойти к впечатляющим результатам продаж iPad». А выбор ИТ-служб компаний в отношении поддержки мобильных платформ сотрудников, естественно, консервативен, нацелен на максимальный КПД и ограничивается только самыми популярными платформами.

Большие перспективы использования в бизнесе планшетов iPad видит и президент группы «Астерос» Михаил Эренбург (его компания первой и единственной в России получила статус системного интегратора Apple): «Неслучайно сегодня более 90% компаний из Fortune 500 тестируют или уже внедрили iPad и iPhone, а в корпоративном сегменте Европы настоящий бум – продажи планшетов выросли на 160%».

«Однако, пытаясь перенести корпоративные системы на планшеты, можно столкнуться с одним серьезным препятствием, – предупреждает Юрий Дубровский. – Это проблема отсутствия традиционных средств ввода информации, к которым привыкло большинство, – клавиатуры и мыши». Есть у многих планшетных устройств и ограничения по возможности подключения дополнительного оборудования. И тут снова не получается обойтись без традиционных персональных компьютеров. По мнению эксперта, традиционные ноутбуки, а также их современные младшие братья – нетбуки и ультрабуки – наиболее удобны для создания какого-то контента, написания текстов, работы в системах с устаревшими интерфейсами. К тому же именно они предоставляют максимальный набор возможностей по подключению дополнительного периферийного оборудования.

Есть, по словам Андрея Свириденко, у планшетов по сравнению с десктопами и еще ряд минусов. Например, не такой мощный процессор, что важно для сложных, ресурсоемких приложений. Не везде есть доступ к Wi-Fi, а ширина канала 3G недостаточна для избалованных пользователей широкополосного доступа.

«Однако совершенно очевидно, что все эти проблемы будут решены в самое ближайшее время в 4G, – добавляет эксперт, – над обеспечением широкополосного беспроводного Интернета сейчас бьются лучшие умы человечества, мощность мобильных процессоров стремительно растет, а решение ресурсоемких задач переносят в «облачные» системы, с вычислительными возможностями которых не сравнится ни один персональный компьютер».

В свою очередь, Михаил Эренбург считает, что правильнее говорить не о минусах мобильных устройств, а о случаях, когда их использовать нерационально. По его словам, планшет, к примеру, неудобен для работы на глубинном уровне в системе ERP или когда необходимо задействовать большое количество источников. «Аргументом против называют слабую защищенность данных на смартфонах и планшетах, но это не техническая проблема, – отмечает Михаил Эренбург. – Есть ИТ-инструменты, которые защищают данные и предотвращают доступ к ним даже при потере мобильного устройства».

В любом случае, выгод от использования мобильных устройств в бизнесе, несомненно, больше. «Стоит упомянуть широко распространенную в западной практике идею BYOD (Bring Your Own Device) – плотное использование в ежедневной работе уже имеющихся у пользователей устройств», – говорит Юрий Дубровский. Еще одним немаловажным фактором в пользу современных мобильных устройств, по его словам, естественно, является их удобство. Многие пользователи, особенно из числа руководителей высшего звена, попробовав хоть раз решения на планшетах, больше стараются не возвращаться к традиционным системам.

Есть еще один аргумент за массовое использование планшетов в компаниях, который понравится топ-менеджерам и акционерам, приводит Михаил Эренбург: «Согласно одному исследованию, половина сотрудников, имеющих доступ к корпоративным сетям и приложениям за пределами офиса, работают сверхурочно 2-3 часа в день. А еще четверть таких сотрудников посвящают бизнесу более 4 часов своего личного времени».

«Планшетник – это реализация новой парадигмы бизнеса, в основе которой лежит виртуальный мир, – говорит Андрей Свириденко. – С загруженностью мегаполисов и глобализацией бизнеса удаленная работа и коммуникации становятся отличной альтернативой офисам». Проверить почту, синхронизировать документы, редактировать договоры и даже принять участие в видеоконференции – все это и многое другое сейчас можно сделать «на ходу». Именно этот подход подразумевают широко распространенные и продвигаемые всеми основными игроками рынка корпоративных приложений концепции Fixed-Mobile Convergence (FMC) и Unified Communications (UC). Это означает работу с любого типа устройств внутри одного приложения, объединяющего все виды коммуникаций.

«Главная выгода – это, естественно, возможность полноценной удаленной работы без привязки к месту и времени, – вторит коллегам Андрей Чудновский. – Для работодателей это означает возможность осуществления дополнительного контроля над действиями сотрудников, постоянного контакта с ними - как аудиального, так и визуального». При этом в целом для самих сотрудников эффект получается двоякий: с одной стороны, приобретение большей свободы в том, что касается передвижения и планирования своего рабочего времени, а с другой - полное смешение личного и рабочего пространств. «Человек теперь как бы все время находится на работе, неся всю полагающуюся долю ответственности за совершенные поступки и принятые решения, – подчеркивает Андрей Чудновский. – Психологически это может быть не всегда комфортно».

Однако вместе с выгодами существуют и определенные риски при использовании мобильных систем.

«Одним из самых важных рисков, естественно, является проблема безопасности данных и контроля над устройствами, – считает Юрий Дубровский. – Несмотря на то, что производители мобильных платформ предоставляют прекрасные возможности по контролю и управлению устройствами, такие системы не пользуются большой популярностью». Другая проблема, по мнению эксперта, это обилие мобильных платформ от разных производителей. Каждая из них требует своего подхода к разработке, практически не существует универсальных специалистов и средств разработки, готовых работать с любой платформой. Именно поэтому очень часто внедрение корпоративных мобильных систем бывает рассчитано только на одну платформу.

«Нельзя недооценивать возможности утраты или хищения мобильного устройства с важной или конфиденциальной информацией, – соглашается с коллегой Андрей Чудновский. – Чтобы такое происшествие не было сопряжено с риском для бизнеса, как правило, создаются дополнительные копии нужных файлов на стационарных устройствах, а мобильные устройства рекомендуется периодически синхронизировать с ними для обновления информации».

Что еще можно сделать, чтобы защитить конфиденциальную информацию при использовании мобильных устройств и обезопасить тем самым себя от несанкционированного доступа и утечки важной информации?

«Существует несколько возможных уровней защиты данных на мобильных устройствах, – рассказывает Юрий Дубровский. – Это и политики доступа, и защита паролем, и sandbox-приложения, и шифрование данных и каналов, и антивирусная защита и пр.». Также, помимо традиционных, можно использовать и дополнительные средства защиты – идентификацию личности по голосу, фотографии, отпечаткам пальцев и др. Сейчас на рынке существует достаточно много предложений защитных средств такого рода.

«Разумеется, политика разрешений сервисов должна четко и строго контролироваться ИТ-службами компаний.

И это не паранойя: недавно обнаруженная уязвимость Skype, когда трафик любого пользователя может быть перехвачен и расшифрован (причем это требует незначительных усилий со стороны злоумышленников), делает эту программу пригодной только для общения с друзьями и родственниками, – продолжает тему Андрей Свириденко. – Но VoIP, почта и видеоконференции на РС сегодня – это уже необходимость для эффективной работы компаний и государственных органов, поэтому надо не просто запрещать использование Skype, а быстро внедрять реальные альтернативы на базе конкурентоспособных и подконтрольных отечественных программных продуктов мирового класса, которые есть и которые работают на серверах, расположенных в России, а не в США.

По словам Михаила Эренбурга, один из оптимальных способов обеспечить необходимый уровень безопасности – ограничить выгрузку корпоративной информации на устройства. То есть все важные данные могут физически храниться на корпоративных серверах, а информация на планшет передается в виде изображения. В случае атаки на мобильное устройство или его потери информация будет недоступна для злоумышленников.

«Но это всего лишь технические меры, а еще есть «риски с человеческим лицом», – подчеркивает эксперт. – Поэтому основная ответственность лежит на владельце смартфона или планшета, его понимании того, что допустимо с точки зрения политики безопасности, а что нет».

Эксперт

Петр Лилеев, заместитель руководителя практики SAP компании «Астерос Консалтинг»:

Базовое требование к корпоративным мобильным устройствам – это быстрый доступ к нужной информации. Но основное в мобильных решениях – удобство использования, понятный интерфейс и красивая «картинка». Эргономика и визуальное представление являются новейшими трендами: пользователям нужен не только оперативный доступ к информации, но и удобство ее изменения в условиях технологии тачскрин. Мы стараемся не поддаваться «консалтинговой жадности», пытаясь объять необъятное, и предпочитаем разрабатывать программы с четко обозначенным функционалом, чтобы каждая была стандартом качества в своей области. Один из примеров такого подхода – проект myDashboard, решение BI-класса, предоставляющее руководителю управленческие данные не только в нужное время, но и в нужном виде и объеме. Интерес к этому продукту проявляют компании телекоммуникационного, банковского и промышленного секторов. Как правило, в таких организациях уже есть системы учета, корпоративное хранилище данных и сложная, громоздкая отчетность. Их руководство остро нуждается в инструменте, который покажет всю картину бизнеса быстро, просто и в режиме реального времени. Именно для этого и создан myDashboard.

НАВЕРХ