Разработка мобильных приложений

1 Июня 2012

Еще свежо в памяти сделанное два года назад заявление Стива Джобса о том, что корпоративный рынок — это не для Apple. Возможно, как правильный стратег, он использовал тактику завоевания корпоративного рынка от конечного потребителя.

А люди стали приносить в компании полюбившиеся им устройства и пытаться читать на них почту, получать доступ к файлам, распечатывать документы на сетевом принтере. И вот тогда стало очевидно, что в мире формируется совершенно новый рынок мобильных приложений для корпоративной среды. Сегодня это один из самых ярких трендов ИТ-рынка, в том числе и в России. Не случайно даже преемник Джобса Тим Кук уже официально заявил о том, что Apple уверенно двигается в корпоративную сферу.

Специфика разработки

Говоря о специфике создания мобильных приложений, Михаил Альперович, директор центра разработки для планшетных устройств компании Digital Design, обращает внимание на некоторые особенности этой сферы: «Специфика заключается в том, что у мобильных устройств, во-первых, другой интерфейс, а во-вторых, меньший размер экрана. Рассчитанный на управление жестами интерфейс требует, чтобы элементы экрана были больше по размеру (минимально — 9x9 мм), потому что попасть пальцем в классический элемент, которым пользователи привыкли манипулировать с помощью мышки, бывает затруднительно. Поэтому, проектируя мобильное приложение, необходимо задуматься о том, как ограничить поток информации, который на него идет».

Альперович обращает внимание на категории пользователей, работающих с корпоративными мобильными приложениями. «Если говорить о топ-менеджерах, — поясняет Михаил, — то для них мобильное рабочее место может быть единственным, потому что они не имеют дела с большими отчетами, пухлыми документами, их задача — быстро принимать решение на основе сжатых объемов информации. А сотрудники, у которых есть и стационарное, и мобильное место, на мобильном устройстве будут выполнять какие-то функции, требующие оперативной реакции, а на стационарном — свои привычные операции со сложными документами».

В пользу подобных доводов говорит и то, что мобильные устройства чаще всего находятся все-таки вне корпоративной сети и в общем случае должны работать успешно и по относительно слабым каналам, потому что не всегда можно рассчитывать на качественную связь. «Мобильное приложение, в принципе, должно использоваться в классическом варианте его применения, где-то вне офиса, в дороге, если есть свободная минута и нужно быстро выполнить какие-то действия, — говорит Михаил Альперович. — А классическое стационарное место имеет большой монитор, там довольно много интерфейсов и информационных элементов на экране. Размер их невелик, там упор идет на плотность предоставления информации».

Платформа как стратегический партнер

Большое разнообразие мобильных устройств в компаниях означает широкий спектр платформ, на которых надо поддерживать корпоративные приложения. Какие системы будут в ближайшее время самыми перспективными в мобильном контексте?

Наибольшую популярность во всем мире завоевали мобильные платформы Android и iOS. Определенная часть мобильных пользователей работает на BlackBerry и Linux, а вот Symbian, судя по всему, придется покинуть рынок.

— iOS и Android безусловные лидеры корпоративного сектора в сегменте смартфонов и для планшетов, — замечает Сергей Орлик, директор центра корпоративной мобильности компании «АйТи». — Blackberry неумолимо теряет позиции в мире. Windows Phone в корпоративной среде нет, эта платформа ориентирована исключительно на консьюмер-ский сегмент. Возможно, со следующей версией Windows Phone 8 Apollo что-то изменится, но пока об этом говорить рано.

ИТ-директор компании «Открытые Технологии» Максим Темнов считает, что хотя большинство приложений функционирует на платформах iOS и Android, но Windows Mobile уже «догоняет»: «Мне кажется, что перспективы Windows Mobile велики хотя бы потому, что большинство участников корпоративного рынка работает на Windows-платформах. И если Microsoft сумеет соединить удобство и свое проникновение в корпоративную среду, эта система способна сыграть очень большую роль и в продвижении мобильных устройств. А сейчас, безусловно, мы сталкиваемся с тем, что большинство задач интеграции мобильных устройств в корпоративные сервисы и вообще в инфраструктуру комплексно решается на платформе Apple и на Android».

В малом бизнесе — там, где, по сути, нет никакой инфраструктуры, адаптация, по мнению Темнова, проходит проще. А в средних и крупных компаниях включение новых устройств в инфраструктуру - сложный процесс. "Он обусловлен двумя факторами, — поясняет Максим. — Первый — это многообразие мобильных устройств и платформ: iPhone, iPad, ноутбуки, работающие под iOS, Android. И второй - активное развитие Windows». При всем этом многообразии платформ еще существует и очень много вариаций устройств по размеру, по мощности, по возможностям. И когда сотрудники приходят со своими устройствами - компании надо сделать разумный выбор: что использовать в корпоративной среде, а что нецелесообразно.

Михаил Альперович отмечает, что степень распространения Android в корпоративном секторе в России невелика. «По крайней мере среди нашей основной аудитории, которой являются руководители высшего звена, это так, — утверждает он. — На данный момент 90% наших приложений работают на платформе Apple. Мы также поддерживаем и Windows, в том числе работу на планшете. Что касается концепции BYOD, то она подходит для работы преимущественно с базовыми приложениями, и такими в первую очередь являются электронная почта, возможность подключиться к неким узлам портала, веб-страницам, которые адаптированы под мобильные устройства... Но это, в принципе, и все».

Михаил отмечает, что то, что разрабатывают специалисты Digital Design — это в каком-то смысле специализированные приложения. Есть типовые, есть и заказные, но при их создании разработчики должны очень тщательно отслеживать все аспекты интерфейса. «Одно и то же приложение не будет работать совершенно одинаково на маленьком и большом экранах, мы всегда должны это контролировать», — заключает он.

Проектные решения Digital Design в основном базируются на типовом продукте «Планшет руководителя», при этом компания поддерживает небольшое количество платформ. Приложения адаптируются под нужды заказчика, но практически всегда пользователи — это топ-менеджеры, пользующиеся iPad, который среди них распространен почти на 100%.

Что касается Windows для планшетов, то на взгляд Михаила Альперовича эта платформа имеет высокий потенциал: «Во-первых, как известно, Windows версии 8, которая должна выйти примерно в октябре, имеет два различных интерфейса. Это новый интерфейс Metro и классический интерфейс для десктопов, который уже много лет используется на Windows. Насколько этот интерфейс получит распространение в корпоративной среде, сказать пока сложно, надо подождать некоторое время. Мы поддерживаем сейчас в своих разработках обычный интерфейс Windows. Он хорош тем, что на нем работают довольно мощные средства разработки для Windows, средства интеграции с корпоративными системами, в том числе механизмы безопасности, ответственные за криптографию и пр. Единственный минус — это отсутствие на данный момент хорошего предложения в части железа. Сами планшеты, поддерживающие Windows, уступают iPad и планшетам Android».

Скорее всего, качественное «железо» следует ожидать на ARM-архитектуре, которая будет поддерживать Windows, считает Михаил. Но там можно будет говорить только о разработке Metro-приложений, потому что программы для десктопа хотя и будут присутствовать, но только те, что установит сама компания Microsoft. Сторонних приложений туда установить будет нельзя.

— Поэтому здесь есть дилемма, — резюмирует Михаил Альперович. — Многое зависит, наверное, от разработчиков, которые будут или не будут развивать активность в отношении корпоративных приложений в Metro-стиле. На мой взгляд, сейчас, наверное, и Digital Design, и многие другие корпоративные разработчики стоят перед выбором, потому что корпоративных мобильных платформ сейчас четыре: Apple, Android, обычная Windows и Windows в стиле Metro. А сразу браться за версии под все четыре платформы - это накладно.

Можно, конечно, идти по пути создания кросс-платформенных приложений, считает Михаил: «Таких механизмов, в принципе, достаточно, но нужны все-таки опыт и концепция, потому что так называемые родные (native) приложения более эффективны, больше позволяют контролировать функционал и шире его предлагать».

Рынок труда

Разработка и интеграция приложений требует очень высокой квалификации, подчеркивает Сергей Орлик.
В процессе разработки мобильных приложений, отмечает Сергей Орлик, нужно очень четко понимать, что найти квалифицированных разработчиков в мобильной сфере крайне сложно.

— Исторически вещами, связанными с мобильной разработкой, когда это еще не стало частью корпоративной среды, занимались фрилансеры и небольшие «студии»: команду разработчиков составляли буквально два-четыре человека, — рассказывает Орлик. — Надо отдавать себе отчет, что человек, занимающийся только клиентскими приложениями (задачами вроде выдачи на мобильное устройство списка покупок, поиска ближайшего ресторана и т. п.), владеет ограниченной культурой разработки. Она неплохая, но сравнивать ее с индустриальными разработками корпоративных приложений невозможно. На собеседовании при трудоустройстве в компании, работающие над комплексными проектами, оказывается, что такие специалисты ничего не знают за рамками той области, которая близка лично им. Общая картина корпоративного ландшафта им неинтересна, а точнее — неизвестна. На мобильном рынке эти команды, которые не знают, что такое корпоративный процесс, что такое спецификация требований, чем отличаются функциональные требования, что такое системная архитектура, безопасность, да и вообще ИТ-ландшафт, профессионально работать не могут.

Трудности выбора: с чего начать
Петр Лилеев, руководитель практики мобильных решений  компании "Астерос Консалтинг"

Проверенный способ выбрать качественного разработчика мобильных решений — это изучить, как мобильные технологии применяются в информационном ландшафте предполагаемого подрядчика. Пока рынок молодой и мало кто из его участников накопил солидный портфель проектов по корпоративной мобилизации, имеет смысл обратить внимание на «сапоги самого сапожника».

Как и в любом современном бизнесе, в ИТ-компаниях тема мобильности на самом пике: в их среде разворачиваются системы управления мобильными устройствами, «мобилизуется» делопроизводство, внедряются приложения для доступа к корпоративным данным и так далее. Собственный ландшафт ИТ-компании может стать для нее отличным плацдармом для испытания мобильных продуктов. Пропустив новую разработку через «мясорубку» собственных бизнес-процессов, требований корпоративных пользователей, особенностей производства и т. п., компания на выходе получает эффективное мобильное средство. Это также возможность на ранних этапах отказаться от разработки мобильных плацебо, которые на деле обернутся еще большей головной болью для пользователей.

Перед тем как поместить в Apple App Store наше приложение для интерактивных презентаций Presentation Room, мы опробовали его на собственной практике. Не могли выпустить не проверенное на своем опыте приложение даже с таким узким функционалом.

Конечно, не все свои продукты ИТ-компании могут испытать «на себе» в полной мере. Например, наше решение по мобильному ТО предназначено для автоматизации сервисного обслуживания во всех отраслях и уже внедрено на базе крупного металлургического предприятия. Предварительно проверить его работоспособность в тяжелых промышленных условиях в офисе было довольно проблематично. Выручила экспертиза команды в металлургии, машиностроении и энергетике, в том числе по внедрению систем ТОиР. То есть отраслевой опыт специалистов компании — еще один важный критерий.

Гарантией качественного мобильного решения может стать и наличие у разработчика его десктопной версии. Она служит своего рода свидетельством полного понимания подрядчиком требований к функционалу приложения. Например, предтечей нашего мобильного монитора руководителя myDashboard стало десктопное BI-решение. Оно отображало ключевые показатели эффективности предприятия в режиме реального времени в удобном для анализа и восприятия виде. Взяв его за основу и развернув функционал на мобильной платформе, мы смогли предложить рынку решение, оказывающее неоценимую помощь управленцам, которые должны много перемещаться вне офиса и при этом постоянно держать руку на пульсе бизнеса. Топ-менеджеры нашей компании, конечно, тоже оценили преимущества решения в своей практике.

Собственным мобильным ландшафтом компании, ее отраслевой экспертизой и наличием десктопных версий мобильных решений, конечно, не исчерпывается список критериев по выбору подрядчика на проект по корпоративной мобилизации. Это скорее общие ориентиры, которые позволяют сократить спектр для изучения рынка. Но если нет других отправных точек, то с этого, пожалуй, стоит начать.

НАВЕРХ