Наука в авиации: работа продолжается

10 Июля 2013

АВТОР: Александр Макаров

Несмотря на европейский кризис, работа в аэронавтике не прекращается

Когда мы слышим самолет, чаще всего представляем себе аэропорт с проверками, необходимыми, но долгими и утомительными. Десятки миллионов пассажиров вынуждены стоять в очередях, прежде чем попасть в зал ожидания аэропорта. Так как прогресс не стоит на месте, то, конечно, и в этом вопросе можно сделать что-то, чтобы сэкономить деньги, время, нервы пассажиров и персонала служб безопасности. Так, компания Safran предлагает свой вариант решения проблемы, где проверка автоматизирована почти полностью. “Сегодня вам и в голову не может прийти, что в метро и в наземном транспорте в том же Париже появятся контролёры, которые будут проверять билеты у пассажиров. А в аэропорту их присутствие не вызывает ни у кого вопросов. Мы решили полностью исключить из проверок человеческий фактор, это снизит к тому же и уровень ошибок, и нервозности, которая в такой ситуации возникает неизбежно”, - рассказал в интервью Euronews во время парижского авиасалона Кристин Риво (Christine Riveau), вице-президент Morpho-Safran.

Система называется Morpho, она связывает воедино посадочный талон и предполётные проверки. Morpho проверяет личность пассажира, сверяя его отпечатки пальцев, которые значатся на посадочном талоне, а рамка, похожая на рамку металлоискателя, может установить не только наличие опасных предметов из металла, но и проверить состав жидкостей. Есть и центр наблюдения, где сводятся все данные всех проверок каждого пассажира, более того, мониторинг идёт он-лайн, и каждый этап прохождения может контролироваться, и, если требуется, к нему может подключиться и персонал служб безопасности. Разработчики подчёркивают, что все сведения затем удаляются из базы данных компьютерной системы. В данном случае речь имеются в виду конфиденциальная информация, касающаяся пассажира.

Имеются решения, ускоряющие и упрощающие процедуру регистрации пассажиров в аэропортах, и у российских разработчиков. Проблема, на решение которой направлена разработка компании «Астерос Контакт Авиа», кстати, участника фонда «Сколково», состоит в том, что авиакомпании используют разные информационные системы для этих целей. Поэтому на одной терминальной стойке зачастую проводится регистрация пассажиров на рейсы только определенного перевозчика. Инженеры «Астерос Контакт Авиа» разработали единый пользовательский интерфейс к различным системам авиакомпаний. С помощью этого решения агент может регистрировать пассажиров и багаж на все рейсы на любой стойке, реализуя подход «единого окна» – unified check-in. В таком режиме при смене специалиста или системы регистрации перенастраивать стойку не нужно, а показатель ее утилизации повышается на 10%.

Решение может быть внедрено на базе любого терминала и не требует внесения изменений в системы регистрации пассажиров. Кроме того, может работать на мобильных устройствах – планшетах. Для завершения процесса дополнительно понадобится только портативный принтер. Такой подход позволит быстро разгружать зону регистрации в часы пиковых нагрузок, а в VIP-зонах проводить регистрацию пассажиров бизнес-класса без установки специального оборудования на местах.

В качестве дополнительного преимущества такого решения, которые могут получить аэропорты, – сокращение затрат на обучение персонала почти втрое.

«Наша система уже прошла апробирование на базе терминала F аэропорта «Шереметьево». В ходе пилотного проекта, благодаря эргономичному и интуитивно-понятному интерфейсу «Астерос Контакт Авиа», и новые, и опытные специалисты, могли проводить регистрацию на абсолютно все рейсы одинаково оперативно. Возможности системы позволят аэропорту существенно упростить планирование рабочих смен, сократить или полностью упразднить очереди к стойкам регистрации», – отмечает Алексей Демидов, руководитель компании «Астерос Лабс».

Интерес к российской разработке проявили аэропорты США, Швейцарии, Финляндии, Латвии, Сингапура, Омана и Турции, а также российские воздушные порты, представители которых посетили выставку. В результате были запланированы пилотные проекты внедрения «Астерос Контакт Авиа» в трех отечественных аэропортах.

Разработчики сегодня также предлагают разработки, которые облегчают – в прямом смысле слова – вес самого самолёта, уменьшая тем самым вес взятого на борт топлива. Например, самолёт, уже находясь на рулёжной дорожке, использует не двигатель, а электромоторы, находящиеся на шасси. Электропитание им обеспечивают имеющиеся на лайнере турбины.

“На рулёжной дорожке во время маневров самолёт тратит примерно полторы тонны топлива. Safran и Honeywell предлагают использовать не двигатели, а небольшие электромоторы, точнее, электрифицированные шасси. Таким образом, мы снижаем нагрузку на окружающую среду, да и уменьшаем уровень шума. Учитывая, что объем авиаперевозок будет только возрастать, с нашей точки зрения, такое решение проблемы и шума, и загрязнения воздуха будет наиболее подходящим”, - комментирует Оливье Савен (Olivier Savin), исполнительный вице-президент Green Taxiing System JV. Предполагается, что эта разработка получит путёвку в жизнь и станет реальностью не позднее 2016-го года.

Кстати говоря, родственное решение по электрическому запуску самолётов уже давно было подготовлено и опробовано специалистами российского ВНИИ электрификации сельского хозяйства. Благодаря разработанному в этом институте способу передачи большой электрической мощности по одному тонкому проводу, появилась возможность облегчить способ запуска самолетов. Так, электродвигатель, закрепленный на малом самолёте, и питаемый с помощью разработанного эффективного способа передачи энергии, может разгоняться на взлетной полосе и взлетать. После взлёта проводок отсоединяется, и самолёт далее летит на обычном двигателе. Как известно, очень большие затраты топлива как раз и осуществляются во время взлёта.

Одна из последних авиационных тенденций – разработка и производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), так называемых дронов. Дроны могут быть использованы как в гражданской, так и в военной авиации. Они помогают не только вести разведку, к примеру, но и могут выполнять роль игрушек для детей старшего возраста.

Так, итальянская компания Piaggio представляет новый дрон P.1HH Headhammer. “Эта система позволит производить мониторинг прибрежной территории и территориальных вод. Беспилотник ведёт как аудио-, так и видеонаблюдения. Страны НАТО – наши потенциальные покупатели”, - отметил в интервью Euronews Альберто Галасси (Alberto Galassi), исполнительный директор Piaggio.

Пока основные покупатели такого рода продукции – армия США и израильский ЦАХАЛ. В последнее время интерес проявили и французские вооружённые силы. Кстати, видя такую тенденцию, французские промышленники уже готовы предложить своей армии отечественные дроны. “Мы предлагаем на 100% европейскую продукцию: инженерная разработка – это Sagem-Safran Group, подразделение Safran, фюзеляж изготовлен в Германии, на заводах Stemme, и установленные датчики – произведены во Франции, Англии и Германии”, - рассказывает вице-президент по продажам французской Sagem-Sagram Патрик Дюрьё (Patrick Durieux).

Еще одна компания, предлагающая дроны – Parrot. Она производит не только дроны для серьезных взрослых, но и для детей. По словам Анри Сейду (Henry Seydoux), исполнительного директора корпорации Parrot, «в основе технологии производства таких беспилотников – что для армии и разведки, что для развлечения – лежит программное обеспечение. Этот софт помогает обрабатывать визуальный материал и осуществлять автоматизированный контроль. У самого софта тоже не так уж много различий».

Для беспилотника, который ведет разведку и наблюдение, очень важно качество визуального материала, точность в аэрофотосъёмке и скорость ведения съёмки. Результат такой работы – безупречно точные карты местности, составленные очень быстро. Как, к примеру, это было, когда беспилотники использовались во время землетрясения на Гаити. Тогда карты были готовы менее, чем через три часа после самого стихийного бедствия, и они были поразительно точными.

Также имеются беспилотники для широкой публики, которые сегодня можно приобрести в специализированных магазинах. Ими можно управлять с помощью смартфонов, они могут делать фотографии, и их можно запрограммировать на то, чтобы устроить хореографическую феерию в воздухе.

Не отстают в разработках для авиации и российские изобретатели. Так, не считая реализуемого проекта по трансферу технологий разведывательных беспилотников израильской разработки, в нашей стране несколько компаний разрабатывают более 40-ка беспилотников различного типа. А, например, компания Zala и корпорация «Иркут» уже давно реализуют свои беспилотники на экспорт. Правда, пока дружественным странам СНГ и в небольшом количестве, но всё равно, это уже значимый показатель.

Названные компании, а также фирмы «ЭНИКС», «Аэрокон», «Радар ММС», ОАО «АГАТ – системы управления» совместно с белорусской «Инделла», Истринский Экспериментальный Механический Завод, петербургская компания «Транзас» также поставляют технику для отечественных коммерческих структур и государственных ведомств, в том числе для силовых структур. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день количество БПЛА в России может исчисляться десятками, в то время как в США в 2010-м году только в армии их насчитывалось около 6800 штук. Особенный дефицит испытывают войска Министерства обороны. Однако, если следить за активизацией работ в этом направлении, то уже в ближайшее время стоит ожидать крупные поступления отечественных беспилотников на вооружение нашей армии.

НАВЕРХ