ИТ на службе аэропортов: от стойки регистрации до борта самолета

6 Августа 2013

АВТОР: Олег Пантелеев

Строительство больших терминалов площадью в сотни тысяч квадратных метров позволяет решить проблемы роста аэропортов: неизбежно дорого, помпезно, внушительно... и не всегда эффективно. Однако зачастую можно увеличить пропускную способность инфраструктуры, а заодно и дать клиентам дополнительные сервисы, вовсе не наращивая площади. Главный помощник - информационные технологии, уверен генеральный директор компании "Астерос Лабс" Алексей Демидов.

- Надо признать, что в России аэропортовая инфраструктура далеко не повсеместно соответствует требованиям времени. Более или менее благополучная ситуация в Москве и крупных городах, где реализованы масштабные проекты по реконструкции аэропортов. Но за рамками первой десятки компаний ситуация, как правило, далека от удовлетворительной. Впрочем, развитие идет достаточно интенсивно. И очень важно, чтобы вслед за строительством новых терминалов с современной инфраструктурой шло и внедрение самых современных информационных технологий, которые помогают повысить пропускную способность и эффективность обслуживания пассажиров.

Таковы тренды, наблюдаемые в различных странах мира: ежегодный обзор тенденций в авиаиндустрии, проводимый компанией SITA, указывает, что более двух третей аэропортов в мире планируют проекты по самостоятельной регистрации пассажиров, по внедрению систем класса Drop-Off (самостоятельная сдача багажа), внедрению решений Access Control (контроль доступа). Эти решения позволяют существенно сократить потребности в персонале, кроме того, появляется большая гибкость в использовании пространства.

Разрабатываемые нами продукты полностью соответствуют этим трендам. "Астерос Контакт Авиа" - система, которая уже в текущем состоянии развития значительно облегчает работу персонала аэропорта и повышает эффективность процесса регистрации авиапассажиров. Одна из важных особенностей - возможность регистрации пассажиров агентами прямо в зале, то есть без стоек регистрации. Сотрудник с планшетом и мобильным принтером может осуществить регистрацию и сразу же распечатать посадочный талон. Кроме того, в дорожной карте развития продукта предусмотрены решения по web check-in, а также контролю доступа. Все эти нововведения позволят в рамках одного решения сопровождать пассажира от момента регистрации, причем, возможно, удаленной, до посадки на борт самолета. Все, что касается пограничного контроля, контроля входа в чистую зону и т.д. - все это дополнит функционал системы уже в этом и следующем годах.

- Авиационная отрасль требует надежных решений, имеющих полную совместимость с используемыми системами регистрации. По вашим планам, в этом году должна была пройти сертификация "Астерос Контакт Авиа" ведущими разработчиками IT-решений...

- То, что наш продукт полностью соответствует современным стандартам, было подтверждено сертификацией, которая прошла в начале июня в компании ARINC. Напомню, что это один из мировых лидеров в области создания решений для авиаиндустрии.

Если же смотреть на ситуацию немного шире, мы уже подтвердили работоспособность с всеми используемыми в России системами регистрации. Теперь перед нами стоит задача сертификации со стороны поставщиков решений класса CUTE (Common-Use Terminal Equipment) - это iMUSE компании ARINC и CUTE от SITA. В компании ARINC, как я уже сказал, сертификация закончена. С SITA мы подписали договор о сертификации и планируем успешно завершить все процедуры в конце августа - начале сентября. Сейчас мы тестируем наше решение под SITA CUTE и подтверждаем соблюдение специальных требований компанией SITA к сертификации в их среде.

Если говорить о глобальном рынке IT-решений для регистраций, SITA и ARINC вместе закрывают 90% мирового рынка решений CUTE. Поэтому, получив сертификат SITA, мы фактически делаем наше решение доступным для всех аэропортов мира.

- Как вы оцениваете коммерческие перспективы продукта? Были ли подписаны сделки о его внедрении после тестовой эксплуатации?

- Первым наше решение протестировал аэропорт "Шереметьево", сейчас идет опытная эксплуатация в ряде портов, в том числе в Минеральных Водах. Безусловно, в тех аэропортах, где мы уже доказали работоспособность и эффективность нашего решения, мы рассчитываем на коммерческие проекты в самом ближайшем будущем. Пока подписанных коммерческих договоров на внедрение у нас нет. Но и учтите - это решение молодое. Для достижения зрелости, я думаю, будет достаточно одного года при соответствующей скорости разработки. Конечно, мы сталкиваемся со спецификой работы в разных аэропортах, их уникальными требованиями. Стараемся их учитывать, тем самым расширяя и обогащая функционал нашего решения.

- Вы говорили, что в будущем сделаете хронометрирование операций, сколько занимает регистрация пассажира в случае использования вашего решения, и в случае использования базовой DCS. Удалось ли это сделать?

- У нас есть предварительные цифры, но я бы сейчас не стал их озвучивать, потому что выборка данных пока не слишком велика. Статистика - такая вещь: чем больше выборка, тем правдоподобнее цифры. Но где эффект заметен сразу - это в процессе обучения агентов. Уже по нескольким опытным эксплуатациям мы можем сказать, что обучение агента работе в нашей системе, с нашим интерфейсом занимает два дня, включая сдачу тестов. Обычное обучение агента в одной DCS, занимает порядка недели. А мы уже говорили, что в крупных и средних аэропортах используется от трех до шести-семи DCS систем. Поэтому, чтобы обучить агента работе, в тех же Минеральных водах нужно потратить порядка трех недель. Экономия временных затрат - это значительный выигрыш для аэропорта, потому что не секрет, что, во-первых, есть сезонные пики, когда требуется привлечение агентов. И, кроме того, в этом сегменте занятости довольно высокая ротация кадров.

- Какие следующие модули будут внедрены в "Астерос Контакт Авиа"?

- С одним из крупных российских аэропортов мы планируем пилотный проект по мобильной регистрации с передачей QR-кода на экран мобильного телефона или другого гаджета, без использования бумажного посадочного талона.

- А когда появятся решения по сдаче багажа?

- Багаж - это отдельная тема и в наших планах эти решения есть. Более того, опять же возвращаясь к обзору SITA, более 50% аэропортов в мире планируют проекты по внедрению Drop-Off. Но проблема в том, что технология автоматизированной сдачи багажа, я имею ввиду именно бизнес-технологии, а не IT-решения, в мире не устоялась. Многое будет зависеть от того, каким будет индустриальный стандарт, с точки зрения бизнес-процессов. Известно ведь, что к организации стоек Drop-Off в разных аэропортах существует различные подходы.

Соответственно, мы не стоим в стороне и не ждем, когда это случится, активно участвуем в процессе, обсуждаем с несколькими аэропортами возможные реализации технологий. Надеемся, что мы финализируем функциональные требования к нашему IT-решению, и в ближайшее время приступим к его разработке. Поскольку эта фаза у нас занимает относительно немного времени, то рассчитываем, что к началу следующего года у нас уже будет готовое решение.

- Неоднократно всплывал вопрос относительно того, чтобы сделать технологию прохода пассажиров по аэропорту полностью безбумажной. Удастся ли решить коллизию, связанную с действующими процедурами, когда на бумажном посадочном талоне обязательно нужно поставить печать?

- Речь о полностью автоматизированном проходе пока идти не может. Но есть понимание, что в этом направлении нужно двигаться, и пилотный проект, который мы планируем, будет важным шагом в данном направлении. Он предусматривает существенное облегчение действующих процедур: скажем, проход с помощью электронного посадочного билета, размещенного на мобильном гаджете. Но это не просто замена бумажного посадочного билета на электронный. Это интеграция всех систем контроля доступа в аэропорту, с предоставлением информации о пассажире, который будет проходить все точки контроля, чтобы был единый трек, единое информационное поле. Соответственно, при успешной реализации "пилотного" проекта, его результаты могут быть закреплены в нормативных документах. Дальше последуют шаги к разработке технологии прохождения всех этих зон без участия сотрудников аэропорта.

- Когда проект может быть реализован?

- Как вы понимаете, вопрос внедрения новых технологий, связанных с обеспечением транспортной безопасности, очень сложный. Он и технологически сложный, и с точки зрения подкрепления законодательными и нормативными документами. Мы надеемся, что проект стартует в этом году. Разрешение Минтранса на запуск "пилота" уже получено.

- В результате реализаций мероприятий по вашей дорожной карте, как будет выглядеть маршрут путешественника по территории терминала?

- Здесь, наверное, надо сказать и о дополнительных, смежных технологиях и решениях. Во-первых, мы видим, и это подтверждает отчет компании SITA, что сейчас большое внимание уделяется процедурам ускоренной доставки пассажира от входа в аэропорт к борту воздушного судна. Это системы класса Access Control, которые, в том числе, позволяют с использованием биометрических носителей осуществлять автоматизированный, без участия сотрудников аэропорта, проход через системы идентификации и контроля безопасности. Это мобильные решения, которые позволяют пассажиру ориентироваться как на приаэропортовой территории, так и внутри аэровокзала. И, конечно, это системы саморегистрации, включая Интернет-регистрацию, киоски, системы Drop-Off для сдачи багажа.

В идеале мы видим маршрут пассажира, скажем, от дома до борта воздушного судна, следующим образом: используя мобильные приложения, пассажир может выбрать один из возможных маршрутов до аэропорта. Вызвать такси с помощью мобильного приложения, заказать и оплатить билет, скажем, на "Аэроэкспресс", если мы говорим о Москве. Прибыть к аэропорту тем или иным видом транспорта с помощью специализированного навигационного мобильного приложения. Зарегистрироваться по пути в аэропорт с помощью мобильного приложения. Выбрать кратчайший маршрут от входа в терминал до стойки сдачи багажа. Сдать свой багаж на стойке Drop-Off, не теряя времени. А дальше с QR-кодом на своем мобильном гаджете быстро и без задержек пройти все необходимые процедуры контроля, попадания в чистую зону, паспортного контроля и так далее. И только на борту самолета придется выключить гаджет на время взлета и набора высоты.

НАВЕРХ